Научно-методический совет

Положение о научно-методическом совете Одесского национального экономического университета

  1. Общие положения

Научно-методический совет (НМС) является коллективным совещательным (экспертно-консультативным) органом, который призван способствовать реализации государственной образовательной политики в университете, по вопросам научно-методического обеспечения учебного процесса в соответствии с требованиями мировых стандартов и современного рынка труда.

 

Научно-методический совет в своей деятельности руководствуется нормативными документами Министерства образования и науки Украины, Уставом университета, настоящим Положением, решениями Ученого совета университета, приказами и распоряжениями ректората.

  1. Цели и задачи научно-методического совета

2.1. Целью деятельности научно-методического совета являются: повышение качества учебного процесса в университете путем внедрения инновационных методов преподавания, повышения эффективности научно-методической работы, совершенствование организации самостоятельной работы студентов.

 

2.2. На научно-методическом совете возлагаются следующие задачи:

 

2.2.1. Изучение соответствующего опыта работы других вузов Украины и зарубежных стран, определение методических задач и проблем, требующих решения в рамках университета.

 

2.2.2. Анализ методической работы в университете, определение основных направлений методической работы в университете и ее планирование на учебный год и перспективу.

 

2.2.3. Координация методической работы в университете и оказания помощи факультетам и кафедрам в ее организации.

 

2.2.4. Содействия научным исследованиям методических проблем на факультетах и ​​кафедрах и внедрению их результатов в учебный процесс.

 

2.2.5. Организация научно-методических конференций и семинаров по актуальным проблемам учебно-методической работы.

 

2.2.6. Анализ научно-методической работы кафедр, определение путей совершенствования (оптимизации) их работы.

 

2.2.7. Координация взаимодействия между кафедрами и Центром информационных технологий, лабораторией дистанционного обучения и т.д. с целью повышения эффективности использования кафедрами современных информационно-коммуникационных технологий.

 

2.2.8. Экспертиза предложенных новых концепций образовательной деятельности, учебных планов и программ, планов и программ научно-педагогических экспериментов, рукописей учебно-методической литературы, внедрение новейших технологий обучения, оценка результатов их апробации.

 

2.2.9. Обобщение и распространение передового опыта кафедр университета и других вузов по вопросам методической работы и технологий преподавания в университете.

 

2.2.10. Анализ социологических исследований (анкетирование), оценка состояния и эффективности всех видов методической работы в университете и разработка рекомендаций по их усовершенствованию.

 

2.2.11. Подготовка предложений Ученом совете университета по улучшению качества учебно-методической работы в университете.

 

2.2.12. Оказание организационно-консультативной помощи преподавателям по научно-исследовательской работе.

 

 

3.2. В состав научно-методического совета входят: председатель совета (ректор университета), проректор по научно-педагогической работе, проректор по научной работе, секретарь, заведующие кафедрами, деканы факультетов и лица профессорско-преподавательского состава, имеющих необходимый опыт ведения и руководства научно методической работой.

 

3.3. Персональный состав научно-методического совета формируется и утверждается приказом ректора сроком на два года.

 

3.4. К участию в работе научно-методического совета могут быть приглашены научные работники, преподаватели или сотрудники университета, специалисты других высших учебных заведений, работодатели.

 

3.5. Приказом ректора из состава членов совета назначаются председатель, заместитель председателя, секретарь научно-методического совета, председатели комиссий и секций.

 

3.6. Изменения в состав научно-методического совета вносятся по предложению председателя советов, комиссий и секций и утверждаются соответствующим приказом.

 

3.7. В состав научно-методического совета входят секции:

 

  • планирование учебного процесса;
  • учебно-методического обеспечения содержания образования;
  • модернизации учебного процесса;
  • информационно-коммуникационных технологий обучения;
  • инновационных технологий в образовании и профессионального мастерства преподавателей.

3.8. Организационное обеспечение деятельности научно-методического совета и координацию работы секций осуществляет секретарь НМС.

 

  1. Организация деятельности и регламент работы научно-методического совета

4.1. Научно-методический совет университета работает в творческом взаимодействии с учебно-методическими комиссиями по направлениям (специальностям) подготовки по принципу распределения компетенций. Работа научно-методического совета осуществляется на основе данного Положения и в соответствии с планом, утвержденным председателем совета.

 

4.2. Работа научно-методического совета организуется в форме заседаний, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к ее компетенции, а также путем организации временных рабочих групп (комиссий) для анализа и выработки рекомендаций по решению конкретных вопросов. В состав названных рабочих групп (комиссий), кроме членов научно-методического совета, могут быть включены и другие сотрудники университета.

 

4.3. Заседание научно-методического совета проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в семестр, и оформляются протоколами. Повестка дня очередного заседания сообщается членам совета и приглашенным сотрудникам университета не позднее, чем за 5 дней до назначенного срока заседания. В заседаниях участвуют все члены НМС.

 

4.4. Ведет заседание председатель научно-методического совета или его заместитель.

 

4.5. Решение НМС принимаются открытым голосованием. Для принятия решения необходимо, чтобы на заседании совета присутствовало не менее 2/3 от общего состава членов научно-методического совета и за решение проголосовало не менее 50% от числа присутствующих членов совета. Решение совета фиксируются в протоколе, который ведет секретарь совета.

 

4.6. Члены совета имеют право принимать участие в обсуждении вопросов, способствовать выполнению решений совета, вносить предложения председателю совета по вопросам совершенствования научно-методической работы в университете, выполнять поручения председателя совета и его заместителя по подготовке заседаний и решений совета.

 

4.7. Решение НМС с оформляются в виде рекомендаций для подразделений университета и вводятся в действие приказом ректора. Контроль за выполнением решений научно-методического совета осуществляют проректоры, начальник учебно-методического отдела.

 

4.8. Работа в НМС университета, методических комиссиях университета и методических советах факультетов включается в индивидуальные планы преподавателей и является важной составляющей их учебно-методической работы.

 

4.9. Научно-методический совет имеет право:

 

  • приглашать на заседания для рассмотрения отдельных вопросов (отчетов, обсуждений итогов проверок) заведующих кафедр и научно-педагогических работников университета;
  • требовать и получать от руководителей подразделений университета, преподавателей необходимые материалы по научно-методической работы;
  • привлекать к выполнению отдельных видов методической работы преподавателей и сотрудников университета, компетентных по соответствующим вопросам;
  • направлять членов НМС на заседание методических советов факультетов, на заседания и семинары кафедр для участия в рассмотрении вопросов по методической работе;
  • заниматься преподавателей университета по поручению председателя НМС;
  • ходатайствовать перед руководством университета по поощрению сотрудников за работу в НМС университета.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ секций НМС

Секция по планированию учебного процесса:

  • анализ внедрения государственных и отраслевых образовательных стандартов, определяющих государственные требования к содержанию подготовки выпускников по специальности;
  • мониторинг учебных планов бакалавров, специалистов, магистров всех форм обучения;
  • подготовка предложений по корректировке вариативной части учебных планов, учитывая требования современного рынка труда;
  • подготовка предложений по планированию и составлению учебной нагрузки;
  • проверка правильности составления графиков учебного процесса;
  • определение перспективных направлений подготовки, специальностей и формирование предложений научно-методическом совете университета по их внедрению в ОНЭУ;
  • экспертиза магистерских программ, разработанных выпускающими кафедрами ОНЭУ; подготовка предложений по совершенствованию магистерских программ;
  • составление единого реестра дисциплин с набором параметров, необходимых для формирования учебных планов и расчета нагрузки профессорско-преподавательского состава;
  • осуществление привязки динамики контингента студентов в учебный план с учетом формирования индивидуальной траектории обучения студента;
  • изучение бюджета времени студентов, анализ организации самостоятельной работы студентов и формирования предложений по определению оптимального соотношения между аудиторной и самостоятельной работой студентов; между теоретической и практической составляющей учебных планов;
  • подготовка предложений по оптимизации карты самостоятельной работы студентов;
  • мониторинг выполнения графиков консультаций в соответствии с рабочими учебными планами, составление расписания занятий студентов;
  • осуществление проверки своевременности и качества взаимопосещения учебных занятий, соблюдение кафедрами мероприятий по устранению выявленных недостатков и анализ результатов проверки;
  • проверка готовности кафедр университета к новому учебному году;
  • координация работы методических комиссий по направлениям подготовки (специальностям) по вопросам планирования учебного процесса.

Секция учебно-методического обеспечения содержания образования:

  • анализ уровня обеспеченности учебного процесса подготовки специалистов различных форм обучения учебной и учебно-методической литературой;
  • анализ планов изданий учебной, учебно-методической литературы университета и формирование предложений по их корректировке;
  • формирование предложения по заказу учебной, учебно-методической и научной литературы для библиотеки университета разработка рекомендаций по совершенствованию работы научной библиотеки ОНЭУ;
  • проведения экспертизы учебных пособий, учебников, направляемых в МОН Украины для получения соответствующего грифа;
  • анализ учебно-методических комплексов дисциплин всех уровней подготовки; предоставление рекомендаций кафедрам по совершенствованию учебно-методических комплексов дисциплин в соответствии с современными требованиями;
  • изучение и распространение передового опыта научно-методической работы кафедр;
  • организация выставок учебной и учебно-методической литературы;
  • координация методической работы факультетов и кафедр с целью повышения ее эффективности.

Секция модернизации учебного процесса:

  • изучение и обобщение передового опыта организации учебного процесса на принципах Болонской декларации в отечественных и зарубежных высших учебных заведениях, оказание организационно-консультативной помощи кафедрам по его внедрению в учебный процесс;
  • интеграция учебного процесса с наукой и производством, разработка системы обратной связи с выпускниками, ведущими работодателями отрасли;
  • исследования методик заключения международных и отечественных рейтингов вузов, и разработка необходимого методического инструментария для участия университета в этих рейтингах;
  • анализ объема самостоятельной работы студентов по дисциплинам и соответствия времени, отведенном на самостоятельную работу учебным планом;
  • совершенствования методического руководства самостоятельной работы студентов, разработка рациональных форм ее планирования, организации и контроля;
  • изучение и обобщение опыта работы кафедр по вопросам уменьшения репродуктивной составляющей преподавания и увеличение требовательности к работе студентов во внеаудиторное время.

Секция информационно-коммуникационных технологий обучения:

  • обобщение, анализ и ознакомление преподавателей университета с отечественным и международным опытом внедрения современных информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс;
  • внедрение концепции сквозной подготовки по использованию информационных технологий в профессиональной деятельности преподавателей и студентов;
  • методическое руководство функционированием общеуниверситетской информационной системы «АСУ ВУЗ» и Единой государственной электронной базы по вопросам образования;
  • анализ эффективности использования в учебном процессе современных информационно-телекоммуникационных технологий, подготовка предложений научно-методическом совете университета по дальнейшему развитию информационно-телекоммуникационных технологий;
  • организация методического сопровождения повышения уровня квалификации профессорско-преподавательского и вспомогательного состава ОНЭУ по применению информационных технологий, наполнения и использования системы ДО «MOODLE» и «АСУ ВУЗ»;
  • анализ методического обеспечения учебного процесса по использованию информационных технологий, формирование предложений по улучшению методического обеспечения и эффективного его использования.

Секция инновационных технологий в образовании и профессионального мастерства преподавателей:

  • определение основных направлений и планирование работы по внедрению новейших образовательных технологий и повышения педагогического мастерства преподавателей в университете;
  • координация работы кафедр по разработке и внедрению межкафедральных, междисциплинарных форм обучения с использованием новейших образовательных технологий;
  • содействия научным исследованиям методических проблем по внедрению новейших образовательных технологий и оказания помощи кафедрам в ее организации;
  • организация научно-методических конференций (секций), семинаров, круглых столов, мастер-классов по актуальным проблемам учебно-методической работы по использованию новых форм и методов обучения;
  • анализ эффективности работы кафедр по внедрению новейших образовательных технологий и повышение квалификации;
  • обобщение и распространение передового опыта кафедр университета по использованию новейших образовательных технологий;
  • анализ социологических исследований по оценке состояния и эффективности использования новейших форм и методов обучения, и разработка рекомендаций по распространению их внедрения;
  • подготовка предложений научно-методическом совете университета по обеспечению качества подготовки специалистов путем внедрения новейших образовательных технологий и повышения педагогического мастерства преподавателей;
  • оказание организационно-консультативной помощи преподавателям университета по разработке и использованию новейших образовательных технологий.